Поздно вечером, 26 апреля украинские СМИ сообщили, что сегодня Россия запретила проход судов по «зерновому коридору». Причиной стала атака украинских морских беспилотников на Севастополь, которая произошла 24 апреля.
В действительности именно физической блокады трафика не было. Однако российская сторона заявила, что не будет согласовывать график прохождения сухогрузов по коридору 26 апреля из-за проведения расследования обстоятельств атаки. А грузоперевозчики просто решили не посылать балкеры до Одессы и обратно из-за коммерческих рисков.
Само по себе событие не гарантирует, что уже завтра Россия обязательно выйдет из «зерновой сделки». В частности, после украинских атак на Севастополь в ноябре прошлого года в Москве заявили о блокировке коридора, однако уже через несколько дней отозвали это решение.
Недавно пресс-секретарь российского лидера Дмитрий Песков подчеркнул, что зерновая сделка не может быть продолжена без выполнения всех её условий.
Однако в последние недели российская сторона действительно предпринимает решительные шаги. На прошлой неделе «Рыбарь» подробно рассказывали, как ее недавние действия не только публично вскрыли факты препятствования ООН вывоза зерна в Африку, но и поломали украинские коррупционные схемы в портах Одесской области.
И есть определенная вероятность, что в случае дальнейшего отказа ООН и Украины следовать обязательствам по приоритетной отправке зерна в развивающиеся страны, возобновления работы аммиакопровода в Южном и экспорта российских удобрений «зерновой сделке» действительно может прийти конец.
ООН отказывается отправлять зерно в Африку
Сейчас в очереди стоит всего четыре сухогруза, предназначенные для перевозки пшеницы в африканские государства. Однако ООН без объяснений отказывается регистрировать их для прохода по «зерновому коридору». На возражения там отмахиваются тем, что суда зафрахтованы коммерческими фирмами и не выполняют гуманитарную миссию, поэтому организация якобы не может повлиять на ситуацию.
На данный момент российская сторона в Совместном координационном центре (СКЦ) настаивает на первоочередной регистрации судов, следующих в Африку. Однако в ООН прямо говорят, что ориентируются в этом вопросе на мнение Украины, для которой идущие в развивающиеся страны сухогрузы не находятся в приоритете.
На все возражения о принципах формирования списка для «зернового коридора» представители организации уходят от ответа. Менять существующий порядок дел там никто не планирует: 12 апреля представитель ООН в СЦК назвала этот непрозрачный механизм «нормальным режимом инспекций».
Пропаганда и зерновая коррупция Украины
Еще одна характерная деталь — позиция организации по немногочисленным судам, работающих в «зерновой сделке» в рамках Всемирной продовольственной программы (ВПП). Киевские власти превращают сухогрузы в предмет пиар-кампании с мотивом, что они якобы безвозмездно спасают мир.
На деле же Украина получает за продажу пшеницы деньги, а само зерно до Африки доходит в мизерных количествах. На этом даже наживаются конкретные украинские чиновники, которые за вознаграждение вносят суда в списки на участие в «зерновой сделке». Однако представители ООН не просто не прекращают подобные акции, но и сами в них участвуют.
ООН саботирует экспорт российских удобрений
Пока нет никаких подвижек в реализации положения об экспорте российских удобрений и аммиака, прописанной в тексте «зерновой сделки». Спустя 8 месяцев их отгрузка так и не началась, а представители ООН в СКЦ принципиально отказываются обсуждать этот вопрос.
На данный момент российские представители в СКЦ делают все возможное, чтобы украинское зерно шло в развивающиеся страны. В начале апреля они резко сократили число регистрируемых в сутки судов для прохода по «зерновому коридору» из-за того, что практически ни один заявленный сухогруз не шел в порты Африки.
Однако мы внезапно осознали, что за все время никто в российском публичном поле почему-то так и не задал представителям ООН конкретные вопросы по описанным выше проблемам.