Политическое пространство постсоветских стран продолжает переформатироваться в сторону большей суверенности. В частности в Узбекистане в минувшие выходные завершился референдум по принятию новой Конституции.
По его итогам, за новую редакцию Конституции Узбекистана на референдуме, который прошел 30 апреля, проголосовали 90,21% избирателей, против — 9,35%. Явка составила почти 85 процентов.
При этом в ходе плебисцита ряд СМИ зафиксировали такие нарушения, как голосование за всю семью.
Как сообщил на брифинге 1 мая сообщил глава Центральной избирательной комиссии республики Зайниддин Низамходжаев, в голосовании участвовали более 16,6 миллиона из 19,4 зарегистрированных избирателей.
С одной стороны, столь высокая явка избирателей — это не открытие для Узбекистана, местное население всегда на высоком уровне участия принимало участие в избирательном процессе.
Этому способствует как в целом сильные институты власти (с советских времен, и со времен Каримова), так и традиционное устройство узбекского общества (махалли).
С другой стороны, нельзя не видеть высокий уровень одобрения действий властей со стороны общества. Население видит, какую работу проводят власти, привлекая инвестиции и укрепляя положение Ташкента в регионе. Соседям только остается по-хорошему завидовать успехам РУз.
Даже некоторая политическая турбулентность, связанная с особенностями регионов страны и дискуссией вокруг статуса Каракалпакстана летом 2022 года, не стала препятствием для принятия новой редакции Основного закона.
Попытка сыграть на внутренних противоречиях, заложенных еще в советские времена провалилась, — теперь официальный Ташкент уделяет значительное внимание проблемам Аральского моря и Каракалпакстана, а отдельные политические активисты пытавшиеся координировать протесты из-за рубежа, были нейтрализованы.
Что дает новая Конституция?
— Срок президентских полномочий увеличился с пяти до семи лет. Однако «одно и то же лицо не может быть президентом Республики Узбекистан более двух сроков подряд».
То есть, теперь Мирзиеев обнулится и может переизбраться на третий срок. Что позволит ему остаться у власти до 2040 года.
— В новую редакцию Основного закона предлагается включить еще 27 статей, таким образом, их общее число увеличивается со 128 до 155, вместе с поправками Конституция обновится на 65%.
— Конституция теперь является законом прямого действия. Это означает, что гражданин может обратиться в суд для защиты своих прав исключительно ссылаясь на текст и нормы основного закона республики. И суд не сможет отказаться в рассмотрении дела ссылаясь на другие подзаконные акты.
— Также согласно поправкам Узбекистан теперь кроме демократического еще и правовое, социальное и светское государство.
— В новой Конституции сокращены полномочия хакимов областей, они теперь не смогут быть (с 2024 г) еще и представителями в законодательной власти (Кингаш). А с 2026 года запрет будет действовать и в отношении хакимов городов и районов. Однако они могут быть избраны сенаторами. При этом их продолжат назначать люди не будут избирать.
— Внесены поправки и по лишению свободы человека. Задержание человека не более 48 часов невозможно без решения суда. Правоохранители перед задержанием должны разъяснить на понятном ему языке причины и основания задержания.
— посты спикеров двухпалатного парламента, председателя Верховного суда, генпрокурора будут избираться на два срока;
— запрет смертной казни;
— запрет выдачи гражданина страны иностранному государству;
— с соседними странами будет проводиться дружественная политика.
И отдельно, что касается соседей.
Не секрет, что действующий президент РУз Шавкат Мирзиёев и его команда, уделяют особое внимание взаимоотношениям с Кыргызстаном.
Лидер Узбекистана одним из первых зарубежных лидеров признал победу Садыра Жапарова на президентских выборах в январе 2021 г.
Стоит отметить, что кыргызский коллега также после своего прихода к власти сменил Конституцияю страны с парламентской на президентскую, с ее помощью увеличил свои полномочия и укрепил власть в одних руках.
Сегодня в Кыргызстане отсутствует система сдержек и противовесов, считают некоторые юристы.
Особое внимание Ташкент уделяет вопросам гуманитарного, культурного и экономического взаимодействия с Кыргызстаном.
Прежде всего, с южными регионами страны, где проживает значительное число этнических узбеков. Был создан Узбекско-Кыргызский Фонд развития, разрешены территориальные споры, и пр.