Кыргызстан, Узбекистан и Россия договорились создать транспортный коридор через Каспийское море. Соглашение о развитии коридора было подписано по итогам транспортного форума стран-членов ШОС в Ташкенте.
Грузопоток коридора пойдет через русские порты (Астрахань и Махачкала) в Туркменистан, а затем через Узбекистан в Кыргызстан и дальше.
В дальнейшем он может быть продлен по уже строящейся железной дороге из Узбекистана через Кыргызстан в Китай, либо на юг в Индию.
Он может стать главным конкурентом маршрута по казахстанским железным дорогам.
Причиной создания нового коридора является загруженность текущих коридоров через Казахстан, которые страдают как от неразвитости инфраструктуры, так и от бюрократических рогаток.
Скоропортящаяся продукция гниет в очередях на границах, а долгопортящаяся становится менее рентабельной из-за нестабильных сроков поставки.
Политика соблюдения Астаной западных санкций против России бьет по всему региону, из-за чего торговые потоки направляются в обход.
Казахстан, вероятно, так и не станет главным транспортным хабом Центральной Азии, несмотря на все амбиции.
В любом случае, новый коридор открывает пути для дополнительного развития государств-участников.
Планируется строительство оптово-распределительных центров, терминалов, расширение дорог и портов. Всё это даст Узбекистану, Кыргызстан и Туркменистану новые инвестиции и рабочие места.
Благодаря уже существующему транзитному экспорту та же КР в 2022 г. добилась роста ВВП в 7%, опередив по этому показателю другие страны ЕАЭС. Теперь этот рост может быть усилен у всех участников.
Отметим, что проблема транспортировки грузов через Казахстан существует не первый день и достаточно давно. Фуры из Кыргызстана застревают как на южных границах РК, так и на северной – казахстанско-российской.
В свою очередь власти Казахстана оправдывались тем, что через страну идёт большой поток нелегальной контрабанды из Китая, которую необходимо пресекать. При этом подобная контрабанда идет и через казахскую границу в Россию.
По мнению казахского экономиста Мадияра Кенжебулатова, определённую роль играет и политическая ситуация. Например, правительство Кыргызстана сейчас разворачивается от Запада в сторону России, усиливает давление на НПО, существующие за счёт американской и европейской подпитки.
«Вообще Россия сейчас развивает свой глобальный проект – транспортный коридор «Север-Юг», который протянется от побережья Индийского океана до астраханского порта через Иран и Каспийское море. Этот проект требует огромных инвестиций, зато он заметно ускорит движение товаров из Индии, Пакистана, других южных стран, которые сейчас везут через Средиземное и Чёрное моря в порт Новороссийска. Но главное, через него можно будет поставлять те самые товары двойного назначения, так как Иран не боится западных санкций», — считает эксперт.
Поэтому российские власти в любом случае намерены увеличивать пропускные возможности каспийских портов.
В случае успешного запуска данного проекта казахстанская экономика может лишиться части денежных поступлений, которые шли, во-первых, от таможенных сборов, во-вторых от путевых расходов дальнобойщиков. Ведь последние заправляются на АЗС, останавливаются в гостиницах, кушают в столовых, закупаются на рынках и в магазинах. Но в глобальном масштабе экономика РК пострадает не сильно, спрогнозировал Мадияр Кенжебулат.