Главы энергокомпаний Узбекистана и руководители регионов перешли на чрезвычайный режим работы. Об этом сообщил президент страны Шавкат Мирзиёев, связав это с подготовкой к отопительному сезону.
Результаты апрельского анализа состояния энергетической сферы в каждом районе и городе Узбекистана послужили основой для разработки региональных программ экономии: 4,5 млрд кубических метров газа и 7,5 млрд киловатт-часов электроэнергии.
Однако выполнение этих программ далеко не везде соответствует требованиям. Ситуация осложнена и другими проблемами.
Президент Узбекистана поручил увеличить объём добычи газа до 30 млрд кубических метров и накопить не менее 3,5 млрд м3 в подземных хранилищах. Также до конца года предстоит произвести 400 тыс. тонн и импортировать ещё 120 тыс. тонн бензина.
К 1 октября необходимо завершить ремонт 1 тыс. 100 км сетей и 402 трансформаторов. Кроме того, планируется запастись до конца года 3,7 млрд кВт•ч электроэнергии и 2,4 млрд кубических метров метана.
Узбекский лидер подчеркнул, что хокимы (главы регионов), прокуратура и МВД несут персональную ответственность за случаи хищения электроэнергии. Суммарный ущерб от подобных случаев за первые семь месяцев 2023 года превысил $30 млн.
Ситуацию ухудшает изношенное состояние инфраструктуры. В течение лета 2023 года в некоторых районах Ташкента планово производилось отключение электричества из-за ремонтных работ, как сообщает информационный канал Центральной Азии.
Чрезвычайная ситуация в энергосекторе и в Кыргызстане
Подобные меры также принимаются и в Кыргызстане. С 1 августа 2023 года в стране введён режим чрезвычайной ситуации в энергетической сфере, который может длиться до 2026 года. Этот режим предоставляет Министерству энергетики КР полномочия на выявление и выделение земельных участков для развития альтернативных источников энергии с последующей передачей их Фонду зелёной энергетики при кыргызском кабмине.
Для ускорения реализации энергетических проектов и координации соответствующих мероприятий в режиме ЧС министру энергетики КР предоставлены полномочия по надзору за работой заместителей министров, ответственных за сельское хозяйство, природные ресурсы, экологию, а также технический надзор за земельными и водными ресурсами.
К 1 сентября планируется завершить всесторонний анализ земельных участков, пригодных для развития возобновляемых источников энергии, с намерением прекратить использование участков, не использующихся по назначению, или где отсутствует прогресс в разработке технико-экономических обоснований, проектов и строительства энергетических объектов.