Узбекистан в последние годы активно развивает свои транспортные коридоры. При этом, государство, которое не имеет выхода к морю, старается лавировать и устанавливать связи, как с США и ЕС, так и с подсанкционными Ираном, Россией и даже Афганистаном. Своим мнением о логистических возможностях РУз поделился кандидат экономических наук, эксперт Жорилла Абдаллаев, пишет ИА «Podrobno.uz».
По словам эксперта, пандемия коронавируса и конфликт на Украине значительно затруднили логистические возможности государств ЕАЭС.
По этой причине транспортное сообщение между центральноазиатскими государствами и Европой через территории Казахстана, России, Беларуси и Украины и их морские порты в Балтийском и Черном морях значительно усложнились.
Как отметил Абдаллаев, после перекрытия логистических маршрутов Беларуси и России с ЕС основным маршрутом станет коридор «Север – Юг».
Коридор «Север — Юг», как важнейшая транспортная артерия
В начале 2000-х годов Россия, Иран и Индия начали работу по созданию мультимодального коридора, который связывал индийские порты с портами Ирана, и дальше по железной дороге через Азербайджан или по Каспийскому морю к портам Балтийского моря в России. Это оптимальная дорога, намного сокращала путь, который шёл через Суэцкий канал по Средиземному морю и Гибралтару в Европу.
Сегодня Индия вкладывается в развитие иранского порта Чабахар и строительство железной дороги, которая соединяла бы его с трансиранской железной дорогой.
Кроме того, в Иране стартовало строительство участка дороги до Азербайджана, а Россия начала проектирование расширения Волго-Балтийского канала, который позволит соединить Каспийское с Черным морем. Еще один важный момент – Иран подписал документы по развитию сотрудничества с Евразийским экономическим союзом.
«Таким образом, все стороны начали активно продвигать данный маршрут. Стоит отметить, что он станет важным конкурентом Новому шелковому пути и коридору КНР-Кыргызстан-Узбекистан-Афганистан-Пакистан», — рассуждает эксперт.
Какие транспортные маршруты наиболее важны для Узбекистана?
Говоря о торгово-экономических и логистических возможностях РУз, Абдаллаев подчеркнул, что важными являются два: экспортно-импортное продвижение самих товаров и транзит по своей территории товаров других стран.
До конфликта на Украину Узбекистан осуществлял свою логистику через Казахстан, Россию в порты Балтики и Черного моря.
Кроме этого, узбекские товары перевозились через Туркменистан и Иран, используя железнодорожные и автомобильные маршруты через порт Бендер-Аббас, а затем по Персидскому заливу.
Третий маршрут Узбекистан освоил, когда Казахстан открыл приграничные переходы, вблизи границы КНР.
«Разработка этих 3 направлений приведёт к тому, что Ташкент вновь сможет стать важнейшим транспортным узлом, как между Севером и Югом, так и между Востоком и Западом. Узбекистан сможет извлечь выгоды из участия в транспортном коридоре «Север – Юг», а также и других коридорах, благодаря сотрудничеству с ЕАЭС», — подчеркнул он.
Логистические маршруты, которые Узбекистан намерен реализовать
Что касается планируемых маршрутов, то здесь эксперт выделил ряд направлений:
- Cухопутная железная дорога через Иран в Азербайджан, а оттуда в Россию, либо морской путь «Иран – Каспийское море – Астрахань – Волго-балтийский канал»;
- Можно использовать восточное побережье Каспия, где уже имеется железная дорога из России через Казахстан и Туркменистан в Иран, с задействованием порта в Красноводске. Последний маршрут наиболее привлекательный для Узбекистана: он близок и к нему можно присоединиться через узбекскую и туркменскую железнодорожные сети.
- Частью восточного каспийского маршрута может стать проектируемая железная дорога «Китай – Кыргызстан – Узбекистан», откуда далее по южнокавказскому железнодорожному коридору «Баку – Тбилиси – Карс» грузы будут доставляться до турецких портов.
- Есть и два варианта маршрута, через Афганистан: либо по действующей железнодорожной сети Казахстана и Узбекистана или по строящейся линии «Китай – Кыргызстан – Узбекистан» до Мазари – Шарифа с выходом через Герат в Иран.
«В то же время, могут возникнуть ряд сложностей. Так, Азербайджан и Иран имеют сложные взаимоотношения друг с другом, а Туркменистан достаточно неоднозначный партнёр. Также, Иран и Россия находятся под санкциями, а у Афганистана сложная политическая обстановка. Именно поэтому, необходимо тщательно продумать все плюсы и минусы каждого из логистических направлений», — подытожил он.
Материал подготовил Коротовских Евгений