Визит немецкого президента Франк-Вальтер Штайнмайера в Казахстана и Кыргызстан не увенчается полным успехом так как лидеры этих стран думаю сделали выводы из украинского кризиса. Руководство двух республик пытаются проводить многовекторную политику и конечно не в ущерб своим интересам. Таким мнением с редакцией «Eurasia Today» поделился кыргызский политолог Марс Сариев.
Визит президента Германии Штайнмайера в Кыргызстан и Казахстан, как часть его тура по Центральной Азии, связана с намерением прекратить транзит товаров двойного назначения через РК в Россию.
Сейчас ЕС готовит 11 пакет антироссийских санкций, которые будут направлены на недопущение обходных товарных маршрутов. И об этом немецкий политик заявил по итогам переговоров с главой КР Садыром Жапаровым.
«У нас есть ожидания, что в тесном сотрудничестве с компетентным ведомствами ЕС будут найдены возможности для того, чтобы избежать обхода санкций, и мы надеемся, что в будущем этого удастся добиться», — сказал Штайнмайер.
Он признал, что сделать это будет непросто с учетом условий деятельности Евразийского экономического союза. «Мы знаем, что для стран в Евразийском экономическом союзе сложно отслеживать транспортировку и перевозку товаров и грузов», — сказал президент Германии.
Тема обхода антироссийских санкций обсуждалась и в ходе его визита в Казахстан.
«Что касается обхода санкций, мы бы тоже хотели, чтобы этого не происходило. Мы в Казахстане поднимали эту тему, и такие же ожидания у нас, конечно же, в отношении Кыргызстана», — добавил немецкий президент.
Однако, сомнительно, что Штайнмайер сможет достичь таких же результатов в Кыргызстане, учитывая тесные отношения этой страны с Россией, нежели как это сегодня происходит в Казахстане, который частично дал заверения, что Астана закроет транзит товаров двойного назначения, считает Марс Сариев.
Отметим, что недавно таможенниками Казахстана был задержан и изъят груз с партией беспилотников из Кыргызстана, который направлялся в Россию. Он состоял из из 14 гексакоптеры DJI AgrasT30, которые используются для распыления жидкостей в сельском хозяйстве.
Однако в релизе упоминается, что причиной стало то, что его незаконно пытались перевезти без соответствующих документов. То есть, Казахстан частично выполняет просьбы европейских колллег. При этом заявляет, что Россия для него является ключевым ключевым торгово-экономическим парнером.
По словам Сариева, Кыргызстан пытается проводить многовекторную политику в связи с ограниченными своими возможностями, так как КР является страной без доступа к морю, слабой экономикой и человеческими ресурсами.
«Безопасность в регионе ЦА имеет важное значение для КР и для других стран. И возникает большой вопрос кто сможет играть роль гаранта такой безопасности в регионе? Следовательно КР должна работать со всеми ближайшими и дальними соседними странами учитывая свои личные интересы», — отмечает политолог.
В этой связи первый вице-премьер Кыргызстана Адылбек Касымалиев на полях Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ–2023) также подтвердил позицию Бишкека в том, что республика привержена своим интересам и не собирается присоединятся к антироссийским санкциям. Ведь если она эта сделает, то она «спилит сук на котором сидит».
«Доля американской и европейской торговли и инвестиций в кыргызской экономике настолько мизерная, что даже введение вторичных санкций не скажется на республике. Основным торговым партнером остается Россия.
В прошлом году мы увеличили товарооборот на 40%, в начавшемся году мы и дальше собираемся наращивать торговлю, которая позволяет обеспечить как энергетическую, так и продовольственную безопасность в регионе», — заявил Касымалиев.
Как ранее сообщил посол Кыргызстана в ФРГ Омурбек Текебаев, товарооборот за 2022 год между странами составил $180 млн. А если посмотреть какие эти цифры с Россией, то мы увидим, что они в пять раз больше и составляют порядка $1 млрд по итогам того же года.
Кроме того, львиная доля ВВП Кыргызстана пополняется за счет переводов соотечественников, которые трудятся в РФ — $2,5 млрд в год. Выходит европейцы и американцы предлагают странам региона уничтожить свои экономики в угоду чужим геополитическим интересам.
Троянский конь по-немецки
Президента Франк-Вальтер Штайнмайер не является ключевой фигурой Германии его должность формальна и он там у себя ничего не решает. Дойчлендом заведует канцлер это премьер-министр, ведь Германия парламентская республика.
Конечно Герр Штайнмайер любит свою страну и защищает ее интересы. Однако его визиты скорее всего больше связаны с представлением геополитических интересов коллективного Запада в целом.
Немецкий президент работает неким «троянским конем», которого интересанты закатывают в будущие горячие точки на их разогрев.
«Если кто помнит, именно формула Штайнмайера лежала в основе Минских соглашений по Украине, целью которых был максимальный выигрыш времени для подготовки ВСУ и качественного взращивания русофобии в Незалежной. Позже это признала и бывший канцлер Германии фрау Меркель.
На днях герр «троянский конь» принимал армянского президента Хачатуряна – а там, на Южном Кавказе, тоже завязывается кровавый узелок, угрожающий России и Ирану», — считает аналитик канала «Бараева».
Совершенно неважен повод, по которому Штайнмайер обозначит свое присутствие в Казахстане. Его визит – как визит пиковой дамы, означающей, как сказано в гадательных книгах, тайную недоброжелательность.
В геополитическом плане – знак того, что Казахстан рассматривается Западом как одна из значимых точек глобального антироссийского пояса. И это он подтвердил своим высказывание в ходе свой поездки в Астану.
«Казахстан является ключевым партнером Германии в Центральной Азии», — заявил немецкий политик.
По мнению Марса Сариева, европейцы отправляя Штайнмайера в Центральную Азию несовсем верят в успех этих переговоров, но пытаются оказывать дипломатическое давление на руководителей региона.
«Это также связано с тем, что уговаривать в очередной раз лидеров ЦА приехал человек из Германии обладающий номинальными полномочиями», — отметил эксперт.
«Мягкая сила» Германии в Казахстане и Кыргызстане
Согласно отчету федерального правительства Германии о внешней политике страны в области культуры за 2010–2011 гг., «внешняя политика в области образования и культуры является несущей опорой немецкой внешней политики» [Auswärtiges Amt, 2011].
Эта установка в значительной степени характеризует повестку дня многих субъектов «мягкой силы».
В Германии сложилась уникальная система реализации политики «мягкой силы». Среди исполнителей преобладают негосударственные организации, включая близкие политическим партиям фонды.
Основными источниками финансирования деятельности этих организаций являются федеральный и регио нальные бюджеты, их собственные доходы, членские взносы, пожертвования.
В основном работа данных организаций сосредоточена в таких областях, как наука, культура, образование, экономические отношения и международное развитие.
Их главными целями являются популяризация немецкого языка и культуры, распространение демократических ценностей, развитие научных и экономических связей, выгодное международное позиционирование немецких товаров, услуг и образовательных учреждений. Несмотря на то, что в реализации политики «мягкой силы» принимают участие множество различных организаций.
Многие признают ее целостной, скоординированной и достаточно открытой. Также «мягкая сила» Германии регулярно получает высокие оценки в международных рейтингах и исследованиях.
Германия в упомянутых центральноазиатских республиках имеют множество немецких организаций, занимающихся сотрудничеством между странами. Среди них:
1- GIZ — Германское общество международного сотрудничества (в РК и КР)
2 — KFW — Банк развития
3 — AHK — Представительство германской экономики в Центральной Азии
4 — Hanns Seidel Stiftung — Фонд Ханнса Зайделя
5 — FES — Фонд Фридриха Эберта в КР и РК
6- DW — Академия «Немецкой Волны»
7- SES — Служба Старших Экспертов
8 — ЦАИИЗ — Центрально-Азиатский Институт прикладных Исследований Земли
9 — Представительство германской экономики в Центральной Азии (AHK) (Казахстан)
10 — Германская служба академических обменов ( DAAD ) (Казахстан)
11 — Институт имени Гетте в Алматы
12 — Фонд Конрада Аденауэра в КР и РК
13 — Фонд им.Розы Люксембург
Также существуют организации, связанные с культурой и образованием, такие как:
- DAAD в Кыргызстане
- Немецкая ассоциация народных университетов
- Центр немецкого языка в Бишкеке
- Центральное управление по школьному образованию за рубежом в Алматы
Присутствие этих организаций свидетельствует о хороших отношениях между Германией странами, а также о заинтересованности Германии в развитии сотрудничества в различных областях, включая экономику, развитие, культуру и образование. И конечно, укрепления своего влияния путем мягкой силы.
Дипломатическая игра продолжается
Власти стран Центральной Азии понимая, что европейские политики приезжают в регион не только с «кнутом» пытаются выторговать для себя и «пряники».
В этой связи это отчетливо заметно, о чем говорил президент Кыргызстана Садыр Жапаров предлагая немецкому коллеги в ходи бесед различные проект, которые нуждаются в поддержке и то о чем больше говорил Штайнмайер.
Германия является важным экономическим партнером для Кыргызстана в Европе. За последние годы торговля между нашими странами почти удвоилась, отметил Жапаров.
В 2022 году был создан Кыргызско-германский деловой совет, и в ноябре этого года состоится его очередное заседание в Германии. Работа этого совета способствует притоку иностранных инвестиций и передаче современных технологий в Кыргызстан.
Садыр Жапаров потенциал Кыргызстана в области возобновляемых источников энергии и заинтересованность в германских технологиях по производству зеленого водорода.
Предложил создать лаборатории по сертификации продукции по стандартам ЕС для поставки сельхозпродукции в ЕС, вот только нужны ли европецам продукты, когда у них есть свои страны поставщики такие как Великобритания, Польша, Испания и Недерланды.
Кроме того, президент попросил упростить визовые процедуры для кыргызстанцев, желающих учиться и работать в Германии. А вот президент Герамнии больше говорил не о торгово-экономическом сотрудничестве между двумя странами, а об антироссийских санкциях.
Если Токаев, как опытный политик и дипломат, умудряется играть на нескольких досках, используя имеющиеся у Казахстана ресурсы, у Кыргызстана совершенно иное положение, отмечает кыргызский политолог Марс Сариев.
«Если мы сейчас поддадимся на западные печеньки, то наша экономика полностью обрушится, потому что мы завязаны на России. Это и финансовая помощь, и экономическая интеграция, те же мигранты. Так что для нас игра не стоит свеч.
Тем более, как вы знаете, на прошедшем Петербургском экономическом форуме на Кыргызстан была сделана ключевая ставка, сделано заявление о золотом соме, а это очень серьезный задел.
Поэтому Кыргызстан не будет поддаваться на эти уговоры, и, повторюсь, не нужно смотреть на пример Казахстана. Там совершенно другие параметры, возможности. Кыргызстан же будет придерживаться евразийской интеграции и не поддаваться на давление Запада», — уверен эксперт.
Автор: Азиз Пиримкулов