Строительство железной дороги Китай — Кыргызстан — Узбекистан реализуется в рамках создания транспортно-инфраструктурного каркаса Евразийского экономического союза (ЕЭК). Об этом заявила замдиректора департамента транспорта и инфраструктуры ЕЭК Елена Шерышева.
«Данный маршрут ранее был на саммите «Китай — Центральная Азия». Также был подписан соответствующий документ, направленный на реализацию проекта», — подчеркнула она.
По словам Елены Шерышевой, при дальнейшем развитии транспортного маршрута возможно будет организовать перевозку из КНР в Европу и Турцию через Кыргызстан и Узбекистан, а также в обратном направлении. Она добавила, что этой задаче призваны поспособствовать другие проекты, реализуемые в странах — участницах ЕАЭС.
«Например, в соответствии с национальными планами и стратегиями инфраструктурного развития в Беларуси планируются ввод в эксплуатацию после ремонта и реконструкция 664,39 километра автомобильных дорог до 2025 года, а также реализация проекта по увеличению доли электрифицированных железнодорожных путей до 25 процентов», — уточнила представитель ЕЭК.
По теме:
На прошедшем в конце мая в Москве заседании Евразийского экономического форума лидеры государств ЕАЭС, что транспортно-логистические вопросы будут занимать «наиважнейшее место» в евразийской повестке.
Ранее, 18 мая в Сиане (Китай), был подписан трехсторонний документ между Китайской Народной Республикой, Кыргызской Республикой и Республикой Узбекистан.
Железнодорожная магистраль Китай — Кыргызстан — Узбекистан соединит железные дороги трех стран и далее страны Персидского залива, Турецкую Республику с европейской сетью железных дорог.
Транспортный коридор будет начинаться на Торугартском перевале в Кыргызской Республике, где уже существует железнодорожная ветка, идущая из Китая, и пройдет на север, через поселения Арпа и Макмал до Джалал-Абада, где соединится с железнодорожной сетью Узбекистана.
Её протяженность составит около 454 км, из которых 280 км пройдут по территории Кыргызстана.
Проект включает 18 станций, 81 крупный и средний мост протяженностью 26,1 км, а также 41 тоннель общей протяженностью 120,39 км. Общая длина мостов и тоннелей составляет 146,49 км, что составляет 47,0% всей длины линии.
По предварительным прогнозам, проект позволит сократить путь из Восточной Азии в страны Ближнего Востока и Южной Европы на примерно 900 км, а сроки уменьшатся на 7-8 суток. При этом объем грузоперевозок может составить 12 — 15 млн тонн в год.
Общий объем финансирования будет на уровне $3-5 млрд».
14 июня по транспортному коридору «Китай — Кыргызстан — Узбекистан» было запущено движение грузовых поездов.
Первый блочный поезд из 30 контейнеров отправился 9 июня с Ланьчжоу в Ташкент. Его стоимость составила $2,5 млн.
Эта инициатива осуществлена совместными усилиями китайской компании «Zhejiang Union of Railway Logistics», «Узбекистон темир йуллари» из Узбекистана и «Кыргыз темир жолу» из Кыргызстана.
Главная цель проекта — протестировать возможности транспортного коридора и выявить существующие проблемы.
Как отметил первый замдиректора Института стратегических и межрегиональных исследований при президенте Узбекистана Акрамжон Неъматов: этот транспортный коридор может стать одним из важных звеньев коридора «Восток—Запад».
Чем выгоден проект транспортного коридора Китай — Кыргызстан — Узбекистан?
Дорога откроет друг для друга рынки Китая и Узбекистана. Для Кыргызстана же это выход из транспортного тупика и совершенно новые торгово-экономические возможности.
Сейчас основной поток железнодорожных грузов из Китая в Европу идет по территории Казахстана, а дальше – через Россию и Беларусь.
Но это слишком большой крюк, который замедляет доставку заказов. Во-вторых, с учетом нынешней геополитической обстановки, водителям и транспортным компаниям становится все сложнее работать на маршрутах, которые проходят через Москву и Минск.
Новый путь мог бы значительно изменить структуру евразийской транспортной сети.