На Петропавловском заводе тяжелого машиностроения (ПЗТМ) в Казахстане запустили производство 6 моделей китайских БПЛА. 4 из них прошли испытания и были презентованы на днях.
В дальнейшем планируется наладить выпуск 27 видов беспилотников на авиационном керосине и на аккумуляторах.
БПЛА казахстано-китайского производства могут применяться в военной и гражданской сферах, в сельском хозяйстве, в инженерно-технических целях.
Потенциально Китай может составить конкуренцию Турции, которая лидирует на центральноазиатском рынке беспилотников. А также в прошлом году запустила в Казахстане линию сборки и техобслуживания БПЛА ANKA.
Сегодня Китай претендует на второе место в мире после США по производству беспилотников. Китайские БПЛА пользуются спросом на Ближнем Востоке и в Северной Африке.
В 2022 году в Китае произвели 95 тысяч БПЛА на сумму более 16 млрд долларов. А количество предприятий по их выпуску достигло 15 тысяч.
Китай уже выпускает аналог знаменитого турецкого Bayraktar TB2. А для Турции продажа беспилотников странам Центральной Азии — это не просто военное сотрудничество, а элемент «мягкой силы».
Поэтому беспилотные технологии могут стать предметом борьбы Анкары и Пекина за влияние в нашем регионе.
При этом в этом сегменте в регионе присутствует и Иран, который также уже открыл предприятие в Таджикистане по производству БПЛА, в частности Ababil-2.
На церемонии открытия присутствовали начальник штаба Вооруженных сил Ирана генерал-майор Мохаммад Хоссейн Бакери и министр обороны Таджикистана генерал-полковник Шерали Мирзо.
При этом иранский генерал назвал открытие завода Ababil-2 в Таджикистане поворотным моментом в военном сотрудничестве между двумя странами.
Правда по заявлению иранских генералов, они там собирают лишь не боевые модели, а разведывательные беспилотники.
Справка: Петропавловский завод тяжелого машиностроения, получивший известность как завод имени Ленина, был создан в 1961 году в системе военно-промышленного комплекса и занимался производством изделий оборонного назначения. В 1989 году на предприятии началась конверсия, и производство было полностью переориентировано на «мирные рельсы».