Еврокомиссия зажгла Грузии «зеленый свет» для получения кандидата в члены ЕС, и если не случится чего-то сверхъестественного, через месяц новый статус страны будет утвержден всеми государствами «европейской семьи». Однако действительное членство в ней — дело отдаленного будущего с множеством «за» и «против».
Грузия уже несколько лет является Ассоциированным членом Евросоюза, имеет с государствами Шенгенского ареала «почти» безвизовый режим (180 дней в году с перерывами), которого, кстати, может лишиться в 2024-ом – по предварительным данным, ЕС собирается ввести для грузинских граждан электронные визы.
По официальной информации, из-за роста соискателей убежища из Грузии, резко возросшем в Европе без легитимных на то оснований. Но в Тбилиси желают большего – стать полноправным членом Евросоюза: грузины считают себя «исконными европейцами» и хотят «восстановить историческую справедливость».
Соревнование в «европействе»

На этой почве и власти, и оппозиция страны поломали множество копьев: власти утверждают, что их внутренние политические оппоненты делают все для того, чтобы Брюссель показал стране фигу в контексте европейской интеграции, а оппозиция такое же обвинение бросает властям: постоянно обвиняет их в пророссийской ориентации и величает не иначе как «приспешниками Кремля».
Иностранные «партнеры» и «доброжелатели» страны разделяют мнение оппозиции или делают вид, что она права.
По простой причине: Грузия не стала рисковать своей безопасностью и относительной стабильностью, не ввела санкций против России на почве украинских событий, торгует с РФ, принимает российских туристов и даже не запрещает гражданам из соседней страны, то есть России, покупать недвижимость в Грузии.
Более того, она «посмела» согласиться на прямое авиасообщение с Россией, что «угрожает безопасности» Грузии и даже Европы.
Напомним, несколько лет назад Москва сама, в одностороннем порядке, прервала прямые авиарейсы с Грузией из-за «антироссийских выступлений» в последней.
Ну и, понятно, Запад «слабинку» Тбилиси строго осудил — особенно в этом деле, наравне с внутренними оппонентами власти, усердствовали ЕС и США: ведь «это противоречит санкционной политике Запада».
Статус – это еще не «наше всё»

Прежде чем Еврокомиссия утвердила рекомендацию для Евросоюза – предоставить Грузии статус кандидата – страну лихорадило на почве выполнения – не выполнения 12 условий: внутриполитических скандалов на этой почве, а также нотаций зарубежных «партнеров» — не счесть.
Строго говоря, Тбилиси ожидал, что статус кандидата страна получит летом 2022 года, однако ей было в этом отказано.
Опять же – официально – из-за невыполнения пресловутых условий Европы. А вот Молдове и Украине столь желанный статус предоставили, хотя первая выполнила 6 из 9 условий ЕС, а вторая – 4 из 7.
Реально же Кишинев и Киев «заработали» статус агрессивной риторикой в отношении России, а Тбилиси недостаточно усердствовал, по западным меркам, в этом деле, хоть и постоянно повторял, что Россия оккупировала 20% территории Грузии – Абхазию и Южную Осетию.
Но «на беду» Западу и Украине, Грузия не сделала главного – не открыла против России «второй фронт», то есть не инициировала возвращение утерянных территорий силой.
Словом, Грузия отказалось без вины виноватой, не согласившись на самоубийственное деяние: стать «второй Украиной», и официальный Тбилиси заявил об этом открыто, страна не желает.
Кроме того, нынешняя власть в лице правящей партии «Грузинская мечта» провозгласила курс исключительно на мирное возвращение Абхазии и Южной Осетии. Но, как говорится, «ежу ясно»: у Грузии нет никакой, в том числе – военной возможности, отвоевывать отпочковавшиеся от нее территории.
И тут, конечно, самый важный фактор – Россия, для которой Абхазия и Южная Осетия являются буферными зонами между нею и Грузией, официально взявшей курс на европейскую и евроатлантическую интеграцию. То есть на вступление, помимо Евросоюза, в НАТО. И, что немаловажно, в Абхазии и в Южной Осетии дислоцированы российские военные базы.
Что должна сделать Грузия, чтобы «стать Европой?»

В середине декабря Евросоюз почти наверняка поддержит рекомендацию Еврокомиссии и предоставит Грузии статус кандидата в члены ЕС – в качестве аванса и перед угрозой того, чтобы грузины, в большинстве своем стремящиеся в ЕС, не психанули и не разочаровались в Европе: ведь, по их мнению, и оно, скорее – верное, они «обогнали и перегнали и Молдову, и Украину».
Однако ЕС утверждает, что Грузия из 12 рекомендаций выполнила всего 9, хотя власти страны чуть ли не клянутся, что это не соответствует действительности – дескать, все – путем, и нигде никаких пробелов.
Между тем Еврокомиссия выставила Грузии «счет» из пресловутых 9 «невыполненных» пунктов. Это: недостаточная борьба с дезинформацией и манипулированием иностранной информацией о ЕС и европейских ценностях; уровень соблюдения внешней политики и политики безопасности ЕС (его «безопасности», надо думать, «угрожают» прямые авиарейсы между Грузией и РФ, взаимная торговля, визиты россиян в Грузию). Звучит абсурдно, но факт требования «исправиться» остается фактом.
Далее. От Грузии требуют решения проблемы политической поляризации, включая недостаточность работы с оппозицией в парламенте, в частности, над законодательством, касающимся европейской интеграции Грузии.
Также Европа недовольна ходом избирательных процессов в стране (то есть тем, что власть продолжает удерживать правящая партия «Грузинская мечта», проводящая недостаточно жесткую политику в отношении РФ, Китая и др.)
Есть претензии и к уровню проведения судебной реформы и выполнения рекомендаций Венецианской комиссии. Брюссель также требует от Грузии «многосекторального, системного подхода к деолигархизации в соответствии с рекомендациями Венецианской комиссии и в соответствии с прозрачным и инклюзивным процессом с участием оппозиционных партий и гражданского общества».
Говоря прямо, Европа требует отстранения от принятия любых решений основателя правящей партии, миллиардера, мецената Бидзины Иванишвили, которого считает даже не грузинским, а «российским олигархом», то есть «приспешником Кремля».
Не обошлось и без очень строго требования «улучшить защиту прав человека, в том числе путем реализации амбициозной стратегии в этой области и обеспечения свободы собраний и выражения мнений; начать беспристрастное, эффективное и своевременное расследование случаев угроз безопасности уязвимых групп, работников СМИ и активистов гражданского общества, а также привлечь к ответственности организаторов и виновников насилия; консультироваться и взаимодействовать с гражданским обществом, позволяя ему значимо участвовать в законодательных и политических процессах и обеспечивая им свободу действий».
В переводе с официального языка на «простой», население страны не должно сметь выражать недовольство пропагандой ЛГБТ-сообщества, однополых браков, гей-парадов, иных «европейских ценностей», чуждых традиционному грузинскому менталитету, православию – как основной религии грузинского населения. Да и других религий – тоже.
Надо сказать, что гей-парады и прочая навязчивая активность ЛГБТ-сообщества властями Грузии не преследуется — на нее агрессивно реагирует «консервативная» и «дикая» часть общества, а порой – и священнослужители: последние могут поколотить носителей «содомского греха» огромными крестами. Да и вообще – чем попало: такая картинка для Грузии – не редкость. Ну а полиции не остается ничего иного как защищать представителей сексуальных меньшинств от побоев.
Стоит заметить, что в Грузии их немало и, в целом, отношение к ним терпимое, если они не навязывают обществу «свою» любовь. В противном случае местные «джигиты» могут ответить кулаками.
Что же касается «активистов гражданского общества», это не только пропагандисты ЛГБТ-сообщества, но и активные противники власти, работающие (впрочем, есть и занимающиеся полезным для страны делом) на провоцирование беспорядков и свержение власти.
В палисаднике Евросоюза

Почти полная уверенность в том, что Евросоюз наделит Грузию статусом кандидата в члены ЕС, не пустая. Во-первых, статус ни к чему не обязывает «европейскую семью» — к примеру, вступления в ЕС Турция ждет едва ли не сорок лет.
Дальше европейского «палисадника», за которым стоит само «здание» Евросоюза, не продвинулись ни Северная Македония, ни Сербия, ни Албания, ни Черногория.
Но, как заявил председатель Евросовета Шарль Мишель, к 2030 году ЕС «будет расширяться в сторону Западных Балкан», а Грузия, заметим, к указанному региону не относится.
Таким образом, ее, как Молдову и Украину, могут оставить в «палисаднике» ЕС на десятилетия, подкармливая всяческими обещаниями, выставляя новые условия и держа на «коротком поводке», натягивание которого будет только отдалять одержимые Евросоюзом страны от заветной цели – вступления.
К чему вся эта канитель?
Впрочем, ситуация с Молдовой и Украиной может измениться в желанную для них сторону исходя из быстро меняющихся геополитических реалий. В некотором, но меньшем плане, это касается и Грузии.
По сути, вся эта канитель со статусом кандидата в члены ЕС преследует единственную, для Запада, цель – максимально далеко увести постсоветские страны и государства Восточной Европы, иные – любые – от России: несмотря на географию, традиционные партнерские, торгово-экономические и прочие связи.
Отсюда и жажда Европы застолбить за собой условные страны-кандидаты, превратить их в плацдарм для противостояния между Западом и Россией, что уже произошло в Украине, происходит – в Армении, и далее – по списку.
Что же до реального членства проевропейских стран в ЕС – тут, пардон, «цивилизованная семья», имеющая, кстати, все предпосылки к назреванию нескольких громких «разводов», не спешит: многие ее члены не желают кормить и содержать бедные страны, доводить их до уровня хотя бы Болгарии. Или «срочно спасать», как это было, например, в случае с Грецией.
Словом, напрягаться ЕС особо ни к чему – страна-кандидат, если вдруг не возьмет крутой внешнеполитический вираж, все равно будет контролируема Брюсселем в большей или меньшей степени.
Правда, оговорка необходима: если в той или иной стране-кандидате радикально изменится власть, сюрпризы для Запада – приятные или неприятные вовсе – не исключены.
Равно как и то, что Грузию в обозримом будущем не смогут склонить к узакониванию однополых браков (это не рискнула сделать даже часть Европы), или наглядной пропаганде «неправильной любви». Ну и чтобы закрепить Грузию за собой – в той или иной степени, — Западу, все же, стоит притормозить раздражать грузин своими непомерными претензиями и требованиями.
Почему Грузия стремится к зависимости?
Ясность в том, для чего Западу нужно подцепить Грузию на собственный крючок – есть. Но вот зачем самой Грузии, требующей для себя, еще во времена СССР, суверенных прав, непременно нужно влезть в удавку и стать зависимой, лишиться львиной части своего суверенитета?
Вероятно, потому, что исторически маленькая страна, имеющая древнюю культуру, письменность, ставшая христианской, так сказать, в первых рядах, всегда была лакомым кусочком для завоевателей разных мастей, и 21 век, в этом смысле, исключением не стал – с некоторыми вариациями.
То есть она ищет для себя пути выживания, обеспечения безопасности, защиты. Но Евросоюз – не НАТО, вступление в который грозит Грузии карами со стороны соседней страны – России. Так что «зонтика» безопасности над ней нет и сейчас, и вряд ли он появится в среднесрочной перспективе, несмотря на всю кажущуюся близость Тбилиси с Североатлантическим альянсом.
О том, что грузины считают себя «истинными европейцами», уже было сказано. Но добавим к этому тягу к «семейственности», причем, считающейся благополучной: сытой, чистой, справедливой, дающей возможность как самореализации, так и достойного заработка.
Семьи свободной, демократичной, хотя Грузия – едва ли не самая свободная страна постсоветского пространства с точки зрения свободы слова, вероисповедания, СМИ, и т.д. (правда, на публичные мероприятия ЛГБТ и некоторые иные «моменты» это не распространяется). Да и многие страны Запада она тоже обскакала.
То есть, в отрыве от острых геополитических сюжетов, Грузия видится даже более свободной, чем Евросоюз. Но нет в ней, за небольшим исключением, приемлемого уровня оплаты труда, пенсий, социальной защиты; образования; того, что называется «порядком» и исполнением законов, с которыми люди сталкиваются в обыденной жизни. Однако порядок этот начинается с самих же людей и заканчивается ими же. Так что «хорошо там, где нас нет».
На правах эпилога
Приходится констатировать следующее: Грузия с большой вероятностью не попадет в программу расширения Евросоюза к 2030 году, если, опять же, не случится нечто сверхъестественное в геополитическом плане, которое станет ускорителем движения Грузии к ЕС и ее принятия в «европейскую семью».
В настоящее время соответствующие предпосылки отсутствуют. И страна на данном этапе может утешиться лишь тем, что ее пообещают принять в Евросоюз (как, впрочем, и в НАТО) без обозначения конкретных сроков – когда-нибудь, «когда Грузия будет готова».
Ну а Европа от страстного желания грузин подтвердить свое «европейство» только выиграет, получая рычаги давления на нее в виде «кнута и пряника». Соответственно, лишая страну полноценных суверенных прав и свободы действий – как внутриполитических, так и на внешнем треке.
Автор: Ирина Джорбенадзе